В детстве, наверное, любой ребенок в какой-то момент мечтает стать археологом. Кажется, что это так здорово: открывать древние гробницы, раскрывать тайны прошлого, восстанавливать внешний вид динозавров (вообще, этим занимаются палеонтологи, но в детстве особой разницы не видишь). Реальность оказывается более суровой, и нам приходится становиться специалистами в других областях. Одно неизменно: археология действительно очень интересная наука, которая к тому же постоянно развивается. Например, недавно начались разработки новой дисциплины — археоакустики. Что о прошлом могут рассказать звуки? Очень многое.
Звуки прошлого
Когда мы представляем археологические объекты — древние городища, храмы, большие строения вроде пирамид или Стоунхенджа — то скорее воспринимаем их мертвыми и молчаливыми. Всего лишь голыми руинами, оставленными прошлыми культурами. Но представьте, что вы перенеслись на машине времени в те времена, когда в этих местах жили люди. Шумные разговоры, детский смех, лай собак, музыка — все это окружило бы вас плотным кольцом. Для опытного уха такой фон многое мог бы рассказать о том, как именно жили эти люди, что было для них ценно, как они видели свое место в мире.
Восстановлением звуков прошлого и их интерпретацией занимается новая дисциплина на стыке археологии и акустической физики — акустическая ареология, или археоакустика. О ее необходимости ученые говорили давно, но только развитие компьютерных технологий позволило моделировать звуки прошлого с такой точностью, будто они звучат прямо сейчас.
Главное — хорошая слышимость
Одним из первых полигонов для испытаний возможности археоакустики стал каньон Чако в Нью-Мексико, который более тысячи лет назад был центром древней цивилизации пуэбло. Это место славится своими прекрасными домами — большими многоэтажными сооружениями размером с футбольные поля, которые строили примерно с 850 до 1150 года н.э.
Археологи выяснили, что древние пуэбло выстраивали дома в каньоне и располагали их друг к другу с привязкой к астрономическим объектам. Чтобы добавить к этому знанию новое измерение, исследователи изучили, какие звуки мог бы воспринять слушатель в разных местах каньона в те годы, когда он был полноценным городом. В первую очередь их интересовали звуки, которые много говорят о культуре цивилизации: голоса людей, крики домашних животных, барабаны или духовые инструменты. Для Юго-Запада Америки характерны костные флейты, свистки, барабаны для ног, медные колокольчики и трубы из раковин.
С помощью сложного программного обеспечения разработали три модели. Первые две показали, что люди, находясь в любом из двух соседних больших домов, расположенных примерно в 500 футах друг от друга, могут услышать, как человек кричит или разговаривает с группой на другой стороне. Третья модель показывает, как кто-то на рассвете летнего солнцестояния дует в трубу к северу от большого храма Каса Ринконада.
Звук распространился бы по всему каньону, в том числе по нескольким ритуальным святыням, которые часто обозначают священные места и высокие точки на ландшафте. Возможно, именно благодаря хорошей слышимости эти святыни поставили в этих местах?
Будущее археоакустики
Изучение того, как звук взаимодействует с окружающей средой, может многое рассказать об особенностях ритуалов того времени. Видимо, пуэбло большое значение придавали звучанию и тому, чтобы священные звуки было хорошо слышно с разных точек каньона.
Следующий шаг в развитии археоакустики — разработать такие модели, которые не требовали бы физического присутствия на объекте. Представьте: на основе древних манускриптов с подробными описаниями стран, городов и географических мест ученые воссоздают звуковой ландшафт и могут проверить, как там распространялись звучания из самых разных источников.
Это открывает огромные возможности для исследований и даже без машины времени делает прошлое еще ближе.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy