Пишет блогер Елена Стогова:
Начинать автостоп в новой стране всегда немного волнительно. Впервые выходить на трассу, не зная, что она представляет из себя, какие автомобили по ней ездят, много их или мало, какие люди сидят за рулем, немного тревожно, но при этом жутко интересно! Признаюсь, я считаю, что не могу узнать страну, пока не выйду на ее трассу и не прокачусь по ней автостопом. Ведь именно здесь у меня есть возможность встретить настоящих людей, а не буферную социальную прослойку, обслуживающую иностранных туристов и рассматривающую их лишь как источник денег.
Я хорошо помню свой первый раз на вьетнамской трассе. Я возвращалась в Ханой из бухты Халонг. Работник хостела, где я ночевала, объяснил мне, как добраться до Ханоя, хоть я его об этом и не просила. По его словам, мне нужно было сесть на автобус, чтобы доехать до того места, где можно сесть в автобус... Я поступила проще: вышла из хостела, прошла вдоль дороги метров 500 до удобной площадки и остановила машину. Водитель ехал на какой-то остров и провез меня всего лишь километров пять до поворота, но это были значимые километры: они дали мне понять, что автостоп во Вьетнаме возможен, что на трассе есть доброжелательные люди и я достаточно удачлива для того, чтобы их встретить. В тот день меня подобрал автобус и бесплатно довез до Ханоя. За пять часов я проехала всего лишь около 200 километров, при том что мне практически не приходилось стоять в ожидании. Автостоп во Вьетнаме был медленным.
Путешествие через всю страну с севера на юг было особенно интересным еще и потому, что я перемещалась из зоны сезона дождей в зону сухой и ясной погоды. Унылые и грязные дороги, серые пейзажи за окном, мокрые бетонные коробки деревенских домиков, вода и сырость — все это в какой-то момент ушло и сменилось теплом, ясным голубым небом, видами моря и зеленых рисовых полей. Перемена была настолько радостной и приятной, что осталась в моей памяти одним из самых ярких моментов путешествия.
Женщины плетут вьетнамские шляпы в кафе у дороги
Сельский дом и рисовое поле
Вид в одном из городков в зоне дождей
Мокрая трасса на севере Вьетнама
Вид из окна автомобиля на севере Вьетнама. Возможно, это кладбище
Вид из окна автомобиля на севере Вьетнама
Яркие красочные плакаты и унылая серая действительность. Север Вьетнама
Море за окном
Вид из окна. Юг Вьетнама
Есть, конечно, и немного грустные воспоминания. Автомобилей на вьетнамских трассах, скажем так, не очень много. Поэтому ждать нужную машину, бывало, приходилось подолгу. Особенно неприятно это занятие в зоне дождей, когда идешь в промокших насквозь одежде и кроссовках вдоль пустынной дороги, по которой лишь изредка проезжают автомобили, да и те не желают брать тебя с собой.
Люди в автомобилях были разными. Кто-то ехал в соседний городок по личным делам, кто-то колесил между ближайшими населенными пунктами по работе, но все водители были приветливыми и дружелюбными.
Особенно мне запомнился вьетнамец в возрасте, который ехал с город Винь на машине с водителем. Вьетнамец узнал, что я из России и начал пытаться говорить со мной по-русски, используя переводчик в телефоне. Затем он включил запись урока русского языка, наверно, желая показать мне, что собирается изучать русский или уже изучает. Мы послушали запись. В течение получаса ведущий аудиоурока учил своих слушателей здороваться, повторяя «здравствуйте» десятки раз. Наверно, всю жизнь я буду помнить звучание этой записи: «Здравствуйте. Здравствуйте, друзья. Здравствуйте, Аркадий Борисович». Аркадий Борисович из аудиоурока.
На полпути к городку вьетнамец предложил заехать в ресторанчик пообедать и поинтересовался, что я предпочитаю в еде. Я сказала, что во Вьетнаме хочу есть только вьетнамскую традиционную еду. Он показал жестами, что понял и все будет на высшем вьетнамском уровне. И правда, мы пришли в довольно хороший ресторан, а не в дешевую забегаловку. Официанты засуетились около нас, принесли нам свежую зелень на тарелке, головки чеснока, мелкие острые перчики и уксусный соус. Всем выдали по маленькой чашечке, в которой полагалось давить и смешивать чеснок, перец и траву в желаемых пропорциях и использовать затем в качестве приправы. На закуску нам принесли суп из небольших костлявых рыбок и листьев, блюдце с анчоусами и ... подгоревший рис. Да, да! Представьте, что вы разогревали вареный рис на сковороде и забыли о нем. Он подгорел с одной стороны и слипся в этакую лепешку. Именно такую лепешку нам и принесли в хорошем вьетнамском ресторане. Мы грызли сухой жженый рис и жесткие анчоусы в ожидании основного блюда. Им оказалась... На самом деле сразу не было понятно, что это, так как оно было завалено грудой тушеных салатных листьев и еще какой-то ботвой. На стол поставили маленькую плитку, зажгли огонь, на него торжественно водрузили блюдо. Мои вьетнамские товарищи не особо оценили торжественность обеденной церемонии: они деловито покопались в листьях, отрыли большую рыбу, лежащую на блюде целиком, ковырнули ее вилками и что-то сказали официантам. Те утащили все сооружение в недра кухни и вернулись с рыбой, порезанной на кусочки, но уже без плитки. Менее пафосно, зато удобнее есть. Это был исключительно рыбный обед. Так мои вьетнамские товарищи, видимо, хотели сказать мне, что рыба во Вьетнаме — это традиционное блюдо.
Самым лучшим попутным транспортом во Вьетнаме я считаю дальнобойщиков. Машины в этой стране ездят медленно, так дороги здесь не особо хороши, поэтому за день я проезжала немного, около 300 километров. Приходилось останавливаться на ночь в каком-нибудь городке, а утром снова выбираться на трассу. Это отнимало время и силы. Дальнобойщики же могут ехать и днем, и ночью, сменяя друг друга. Так что, если уж вам посчастливилось подсесть к дальнобойщикам, следующим в пункт вашего назначения, можете расслабиться и наслаждаться дорогой, не беспокоясь о километраже и ночлеге. Единственное неудобство — придется спать в сидячем положении в кресле.
Дальнобойщики приглашали меня поесть. Вечером мы остановились в одной маленькой придорожной забегаловке. Одна комната небольшой бетонной коробки предназначалась для посетителей, а в другой жили сами хозяева забегаловки. Через проем в стене я видела их простую комнатку с кроватью и телевизором. Нас накормили супом с лапшой и рыбой. На закуску к супу шли перепелиные яйца. Чашка с ними стояла на столе, а двое мелких детей крутились неподалеку, ожидая, когда мы съедим все яйца, чтобы принести нам еще. Их это забавляло.
На следующее утро мы приехали в довольно большое уличное кафе, где в качестве завтрака водители устроили настоящий пир! Нам принесли уже знакомые мне ингредиенты для приправы: зелень, чеснок, перец, уксусный соус. Затем на столе оказались тонкие сухие лепешки. Вскоре стали появляться и остальные блюда: жидкая каша-суп из риса, вареные мясо и печень, порезанные пластинками, мелкая холодная лапша, прессованная в лепешки и блины из полупрозрачного теста, которые еще называют «рисовой бумагой».
Дальнобойщики показали, как правильно все это есть: нужно завернуть в «рисовую бумагу» мясо, печень, лапшу и зелень, скрутить «бумагу» в трубочку, обмакнуть трубочку в соус — и блюдо готово! Дальнобойщики заботливо следили, чтобы я ничего не забыла попробовать, даже подкладывали мне мяса на тарелку. Я думаю, это были самые душевные люди, которых я встретила во Вьетнаме. Они довезли меня до Нячанга, и там наши пути разошлись. Жаль, что я никогда не увижу их снова. Я бы с большим удовольствием угостила их русской едой и прокатила бы по ухабистым русским дорогам.
Дальнобойщики
Ужин в придорожном кафе: суп с лапшой и перепелиные яйца
Вьетнамский дальнобойщик и его грузовик
Ингредиенты для изготовления приправы: в уксусный соус нужно добавить перец, головки чеснока, зелень, все раздавить и перемешать
Сухая лепешка
Холодная лапша, мясо, суп
Полупрозрачные блины или «рисовая бумага»
Хотя эти ребята были не единственными добрыми людьми, которых я встретила во Вьетнаме. Если вспомнить, то мне попадалось довольно много хороших людей. Автостоп безошибочно показал, что, несмотря на всю свою туристичность и коммерциализованность, Вьетнам остается страной, где можно встретиться, поговорить и даже подружиться с настоящими людьми.
Фотографии и текст — Источник
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy