1Rle
Только лучшая история дня в вашем браузере!
2Rle483
1
Места
Долина мертвых экскаваторов

Пишет блогер Виталий Милевич:

Морозовский карьер — один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 5 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная. Этот пост о железных монстрах Морозовского карьера.

Долина мертвых экскаваторов

Морозовский разрез — одно из немногих мест Украины, где добывали бурый уголь. Предприятие с горем пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию — за долги. Техника встала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация — говорят, его хотят разрабатывать китайцы.

Долина мертвых экскаваторов

В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится все меньше, а попасть к ним все труднее. Карьер хорошо охраняется.

Долина мертвых экскаваторов
Долина мертвых экскаваторов

По подсчетам, залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи.

Долина мертвых экскаваторов

Главная достопримечательность карьера — огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный — можно сравнить размеры.

Долина мертвых экскаваторов

Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой все просто: экскаватор роторный шагающе-рельсовый, производительность — 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно, это около 200 КАМАЗов. Повторяю — в час!

Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет, и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра.

Долина мертвых экскаваторов

Весит махина 4 000 тонн. Нет, я не опечатался — четыре тысячи. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально  почти с мою хрущевку-пятиэтажку.

Долина мертвых экскаваторов

Много путешествуешь?Поделись своим опытом с другими!

Вопросы без ответа:

Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно)

Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.

Долина мертвых экскаваторов

Огромное колесо на конце стрелы — собственно, ротор. Диаметр — 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Их срезали на металлолом.

Долина мертвых экскаваторов

Драглайн. Он же — шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой опять-таки ничего сложного. Буквы — просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы, соответственно.

НКМЗ — Новокраматорский машиностроительный завод. Среди ржавчины еще проступает профиль Ленина.

Долина мертвых экскаваторов

Такие экскаваторы выпускали в период с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря.

Долина мертвых экскаваторов
Долина мертвых экскаваторов

Лапки) Именно ими он «шагает».

Долина мертвых экскаваторов

Это единственный экскаватор, по которому удалось полазать и даже забраться внутрь.

Долина мертвых экскаваторов

А это его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы — 70 метров. Для сравнения — это стандартная ширина футбольного поля.

Долина мертвых экскаваторов

Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе.

Долина мертвых экскаваторов
Долина мертвых экскаваторов

Воды с каждым годом все больше. Местные говорят, глубина «высотой с три столба».

Долина мертвых экскаваторов

Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см.

Под водой — линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора — 70 метров, ковш — 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов.

Слева на холме — наш старый знакомый, по которому мы лазали.

Долина мертвых экскаваторов

Конвейерный мост — единственный в стране. Трофейный. Мост привезли из Германии после Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц.

Долина мертвых экскаваторов
Долина мертвых экскаваторов

Также этот мост называют транспортно-отвальным. Не знаю в чем разница. Вроде как он самоходный.

Долина мертвых экскаваторов

Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл. Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что, если хотите увидеть их вживую, поспешите.

Фотографии и текст — Источник

3785
4