Только очень богатые люди могли себе позволить такую изящную вещь.
На рубеже 18 и 19 веков появился паровоз. Английский инженер Ричард Тревитик запустил первую паровую машину для угольной компании. Этот шаг открыл широкие ворота в будущее и сократил расстояния. Первое время паровозы называли сухопутными пароходами. Когда люди поняли, что дальние поездки по времени сократились от недель до нескольких часов — это повлекло культурный переворот в сознании. Началась так называемая «железнодорожная лихорадка». К ней подключились бизнесмены и дизайнеры.
Один из них, франко-итальянский изобретатель Ж. Б. Тозелли, изобрел великолепный паровоз-кофеварку.
Кофеварка-паровоз Тозелли имеет форму поезда со всеми необходимыми атрибутами — трубой, из которой выходит пар, двигателем, колесами. Интересно, что колеса действительно крутятся. У этого паровоза единственный в мире двигатель, который сделан из голубой или розовой керамики, украшен цветочными медальонами и порхающими бабочками.
Кофейный мир в середине 19 века как и вся английская промышленность переживал технологический бум. Кофемашина Loysel могла производить 2000 чашек кофе в час. До этого, в 1800 году, французский архиепископ де Беллуа создал капельную кофеварку, в ней кипяток по капле однократно проходил через специальный фильтр, куда засыпался молотый кофе. В 1840 году изобретатель из Шотландии Роберт Напьер предложил первую вакуумную кофеварку. В ней горячая вода проходила через кофейный наполнитель и возвращалась в начальный резервуар для воды за счет образовавшегося вакуума.
Но даже на фоне таких изобретений кофейный поезд Тозелли выглядит как нечто особенное! Энрико Мальтони, коллекционер, кофейный эксперт и автор книг по истории кофе, отметил, что ритуал приготовления напитка превратился в настоящий театр. Если раньше это делали кухарки на кухне, то теперь кофе заваривали в гостиных. До Тозелли существовали кофеварки в виде поездов, сделанные из серебра и латуни, но только он сумел превратить их в произведения искусства. Тозелли сделал их более гламурными, облагородил элегантным декором.
Тозелли придумал свою систему заваривания кофе. Кофе насыпался в емкость, похожую на дымовую трубу, в отдельный резервуар наливалась вода (на фотографии он с небольшим краником вверху), между колесами размещалась спиртовая горелка. Когда вода нагревалась до температуры кипения, раздавался свист и пар начинал выходить из крана наверху, затем по соединительной трубке попадал в соседний сосуд, туда, где был кофе. В этот момент температура воды становилась ниже точки кипения, что как раз подходит для заваривания. Пока кофе готовится резервуар продолжает нагреваться.
Под воздействием этих процессов паровоз начинает ехать, тем самым приводя в движение специальную крышку, которая гасит спиртовую горелку. Это создает вакуумный эффект. Кофе вытягивается обратно через фильтр, гуща остается. После этого напиток готов к употреблению. Наливается через трубу, идущую под поездом.
Паровоз-кофеварка не только варил кофе, но при этом еще и свистел, как настоящий поезд, и двигался, чем приводил публику в восторг.
Добавленный Тозелли предохранительный клапан в виде небольшого крана наверху делал кофеварку безопасной. Это было новшество для того времени. Паровозы и вакуумные кофеварки в 19 веке имели дурную славу — они взрывались под давлением пара. Крушения поездов приводили к многочисленным жертвам. Первая железнодорожная авария случилась в 1815 году. Шел показ паровоза «Механический путешественник», созданного английским инженером Уильямом Брунтоном. Произошел взрыв из-за того, что котел не выдержал давления пара и разорвался на осколки, которые смертельно ранили 16 зрителей, многих пострадавших увезли в соседние госпитали. Взрывающиеся кофеварки, конечно, были не так опасны, но могли покалечить людей. Ян Берстен, эксперт по кофе, называл их «настольными гранатами».
Эта волшебная игрушка для приготовления кофе никогда не производилась массово. Ее могли себе позволить только богатые люди. Поезда-кофеварки были произведены в ограниченном количестве. Энрико Мальтони сегодня является наиболее известным коллекционером. Часть своей коллекции он показывает на выставках и музее кофемашин. Для многих коллекционеров кофейные паровозы Тозелли являются «смутным объектом желания».
На сегодняшний день изделия Тозелли стоят более 10 000 евро. Но разве это деньги для настоящих ценителей кофе?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy