Rle
%d1%82%d0%b8%d1%82%d1%83%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f %d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b0
история

Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре

Каким вы представляете себе Лондон 19 века? Темные улицы и переулки, пустынные трущобы, переполненные притоны, постоянный туман, смешанный с дымом из угольных печей и канализационными миазмами. Туман иногда уносил жизни заблудившихся у реки людей, они не находили дорогу к берегу и увязали в илистом дне.
Такой образ города создали два человека — Чарльз Диккенс, чьи романы описывали тягостную бедность, и французский иллюстратор Гюстав Доре.

Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Обложка альбома «Лондон»

Гюстав Доре (1832–1883) был очень популярным и плодовитым художником и скульптором. Он начал свою карьеру в 15 лет, работая иллюстратором в газете Le journal pour rire. К 25 годам его работы украшали книги Бальзака, Стендаля, Сервантеса, Рабле, Байрона, Данте, Мильтона. Его иллюстрации к «Дон Кихоту» произвели на публику такое сильное впечатление, что навсегда сформировали канонические образы литературных героев.
В 1866 году успех изданной с гравюрами художника английской Библии привел к открытию персональной выставки в Лондоне и созданию собственной галереи Гюстава Доре.

Когда художник приехал в Лондон, ему был оказан теплый прием. Принц и принцесса Уэльские пригласили его в свои владения, познакомили с королевой Викторией, устроили в его честь ужин. Доре возносили как европейскую величину. С ним мечтали познакомиться архиепископы и лорды. Его секретер был завален приглашениями от людей, которых он не знал.

Казалось, что триумф будет вечным, пока он не встретил журналиста Бланшара Джеральда. Тот предложил ему создать книгу о Лондоне. В течение следующих четырех лет Джеральд и Доре исследовали темное «подбрюшье» самого фешенебельного и процветающего города в мире, посещали ночлежки, останавливались в дешевых гостиницах, проникали в воровские притоны, облазили доки, плавали на баржах по Темзе, побывали в Ньюгейтской тюрьме, наслаждались скачками и наблюдали регату.

Рост английской промышленности привел к тому, что население города увеличилось в четыре раза. Для фабрикантов и промышленников это было благословением. Люди были согласны на все, лишь бы была работа. Работали по 80 часов в неделю, без выходных. Безработные становились преступниками и блудницами.

Город был наводнен убийцами. Люди боялись выходить на улицу. Одновременно в городе действовали несколько маньяков. Самый знаменитый из них — Джек-потрошитель. Он держал в страхе Уайтчепел и окраины города. Томас Крим травил жриц любви стрихнином в другом районе, а знаменитый ловелас Джордж Чепмен убивал своих любовниц с помощью рвотного вещества.

Сам Доре сравнивал себя с Данте, спустившимся на самые нижние круги ада.

Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Улица бедняков. Иллюстрация из альбома «Лондон»

Позже он говорил, что никогда не сможет забыть пожилую женщину, лежавшую в забытьи на грязном полу в опиумном притоне. Джеральд рассказывал, что когда они пришли Ньюгейтскую тюрьму, художник попросил тюремщика оставить его на несколько минут одного у окна. В это время заключенных вывели на прогулку. Они ходили по кругу во дворе, Доре внимательно рассматривал каждого из них, не упуская ни одной детали. Через какое-то время он обратился к тюремщику: «Я могу рассказать вам о каждом из них». И он безошибочно указал на разбойника, вора, фальшивомонетчика, сутенера. Надзиратель был изумлен такому точному попаданию в «профессию».

Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Прогулка заключенных в Ньюгейте. Иллюстрация из альбома «Лондон»

Доре не любил рисовать на публике. Он делал наброски, затем возвращался в мастерскую и завершал работу по памяти. Иногда это приводило к неточностям. Гордые лондонцы использовали его ошибки и критиковали его за то, что он сосредоточился на «темной» стороне города. Альбом «Лондон» был опубликован в 1872 году и включал в себя 180 иллюстраций.

Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Чтение Священного писания в ночлежке. Иллюстрация из альбома «Лондон»

Те, кто раньше его возносил, теперь упрекали. Когда представители высших слоев общества спрашивали, зачем они это сделали, друзья отвечали, что хотели показать жизнь такой, какая она есть, что есть тысячи людей, занимающихся однообразной работой на фабриках, но прозябающих в нищете, и небольшая кучка богатеев, зарабатывающих на них миллионы.

Несмотря на критику современников, Гюстав Доре сумел передать атмосферу викторианского Лондона с помощью использования света и тени. Этот контраст помог ему передать мысль о том, что есть две стороны у великого города. Одна темная и мрачная, с трагедиями, полицейскими, разбоем, другая — светлая, радужная, возвышенная.

Художник никогда не был женат. Он прожил всю жизнь с матерью. Когда ее не стало, он потерял волю к жизни и умер в пятьдесят лет.

Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Рынок в Ковент-Гарден. «Самое бойкое торговое место в Лондоне» (Г. Доре)
Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Приезд рабочих на станцию метро. Иллюстрация из альбома «Лондон»
Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Ковент-Гарден. Перекресток «Семь циферблатов». Иллюстрация из альбома «Лондон»
Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Внутри доков. Иллюстрация из альбома «Лондон»
Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Сити. Главный проезд. Иллюстрация из альбома «Лондон»
Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре
Склады в Лондоне. Иллюстрация из альбома «Лондон»
1 / 951

Фото дня: ресторанчик в Швейцарии

А вы бы хотели здесь пообедать?

16820
Мрак и свет викторианского Лондона в гравюрах Гюстава Доре