Тубаларов называли детьми леса или лесными жителями. Название это народ заслужил за бережное отношение к природе, интуитивное экологическое поведение. Тубалары поныне поклоняются могущественным кедрам, обеспечивавшим пропитание людям и лесным жителям, верят в силу огня и просят хозяев тайги подарить благополучие на охоте.
Название
Этноним «тубалар» распространился лишь в конце XIX — начале XX столетия. Этому способствовало активное освоение территорий русскими, заметившими, что так тубаларов называют южные алтайцы. По одной из версий происхождение названия связано с древним самодийским племенем «тубо» или «дубо», упоминавшемся еще в китайских источниках V века.
Пришлые русские казаки называли народ «черновыми татарами», однако вскоре переняли у южных алтайцев звучное местное именование. С течением времени и сами тубалары приняли его, сделав официальным самоназванием. До этого народ назвал себя «йыш-кижи», что в переводе означает «дети тайги», или «лесные люди».
Где живут, численность
С древности тубалары селились в бассейне реки Бия и по обеим берегам Телецкого озера до границы территории проживания телеутов. В XVIII столетии от имени крупных сеоков образованы отдельные территориальные единицы — волости, служившие местом компактного расселения тубаларов. Среди них:
- Юдская волость: селения Сайдыс, Чемал, Улала, Ынырга, небольшие поселения по рекам Ынырга и Учак-Иша.
- Кузенская волость: селения по рекам Сары-Кокша, Иша.
- Кергежская волость: селения по берегам Телецкого озера, рекам Пыжа, Сары-Кокша, Тулой, Эдиган.
- Комляжская, или Кондожская волость: селения Паспаул, Чепош, Кебезень, Ильинское, Ерехалка, небольшие поселения существовали по берегам Телецкого озера и были разбросаны по рекам Тулон, Кузя, Ише.
Известно, что в 1897 г. численность тубаларов составляла 5692 человека. Данные могут быть неточными, поскольку в состав тубаларских сеоков были включены роды соседних народов. В советские годы народность не учитывали в переписях, поэтому достоверных данных о численности тубаларов в этот период нет. Изменение традиционного образа жизни, ассимиляция русскими и другими алтайскими народами привели к утрате большей частью представителей народности национальной самоидентификации.
В новом тысячелетии тубаларов отнесли к числу коренных малочисленных народов России. По сравнению с концом XIX столетия численность народа значительно сократилась:
- Перепись 2002 г. — 1565 чел.
- Перепись 2010 г. — 1965 чел.
Подавляющее большинство представителей народности — 1891 человек, живет в населенных пунктах Алтайского Края:
- с. Иогач — 220 чел.
- с. Кебезень — 198 чел.
- с. Тулой — 135 чел.
- г. Горно-Алтайск — 117 чел.
- с. Ст. Кебезень — 111 чел.
- с. Артыбаш — 108 чел.
История
Алтае-Саянское нагорье, включающее прителецкую тайгу и Телецкое озеро, считается самой западной границей предполагаемого очага происхождения североамериканских индейцев. Ряд исследователей считает, что Каракольская культура распространялась именно отсюда на северо-восток. Изучение генетического материала тубаларов указывает на значительное число совпадений с генами индейцев. Об этом же свидетельствует схожесть некоторых обрядов и традиций: поклонение огню, курение трубки во время важных переговоров, например, сватовства.
Наиболее распространенная версия происхождения тубаларов относит их к потомкам самодийских племен, подвергшихся тюркскому влиянию на востоке и пришедших в регион не позднее эпохи Средневековья. В XIII столетии Алтай попал под власть Чингисхана: по одной из версий, предки великого завоевателя происходили из тубаларского рода, однако достоверных подтверждений этому нет.
Чтобы не платить дань чужакам, лесные люди ушли далеко в тайгу. Вскоре, в период правления старшего сына Чингисхана (Джучи) тубаларов все же обязали платить ясак шкурками белок и соболей. Положение ясачных сохранялось за народом долгие века: в XVII-XVIII столетиях платили дань Алтын-ханам, затем Джунгарии. Некоторое время считались двоеданцами, выплачивая повинность России и Джунгарии одновременно.
Внешность
Тубаларов относят к европеоидам с выраженными монголоидными признаками. Ряд исследователей относит народ к уральской расе, часть ученых выделяет отдельный североалтайский антропологический тип. Ярким монголоидным признаком внешности выступает уплощенное, высокое, широкое лицо. Отличительными особенностями тубаларов также считаются:
- рост ниже среднего;
- худощавое, сухое телосложение;
- темная пигментация кожи;
- выступающие скулы;
- слабый рост волос на теле и лице;
- волнистые или прямые темные волосы;
- низкое переносье.
При том что глаза у представителей народа преимущественно карие, нередко с эпикантусом, встречаются тубалары со светлыми волосами, голубыми и серыми глазами.
Одежда
Традиционная верхняя одежда тубаларов — короткая куртка из войлока, покрытая грубой холстиной. Из этого же материала шили круглые зимние шапки. Обувь делали из камусов маралов с кожаной подошвой, вместо чулок использовали сухую траву. Штаны и рубахи просторного кроя шили из косульей кожи, выделанной на манер замши. Поверх надевали халаты прямого или расширяющегося к низу кроя, дополненные растительными узорами, характерными для алтайских народов. Замужние женщины обязательно дополняли наряд платками из покупных тканей.
Жизнь
Основными занятиями тубаларов были:
- Охота. Добывали пушных зверей — соболей, белок, лисиц, охотились на оленей, маралов, медведей, зайцев. Использовали ловушки, самострелы, ямы, на крупных зверей часто ходили с собаками, использовали загороди. Охотились лишь на своей родовой территории, с которой прогоняли любого встретившегося охотника-чужака. Перед отправлением на промысел устраивали камлания, приносили бескровные жертвы молочной водкой духу тайги, повязывали белые ленты на родовой кедр, прося покровительства и удачной охоты.
- Рыболовство. Рыбу ловили удочками, острогами, неводами, ставили загороди. Основные объекты промысла — таймень, окунь, щука, чебак, хариус, ерш, налим, пескарь, которых вылавливали в Телецком озере, реке Бии и притоках. Из рыбы варили уху, готовили пироги, заготавливали впрок: солили, вялили, коптили.
- Собирательство. Важное место в повседневном рационе занимали продукты собирательства. Промысловое значение приобрели сбор черемши и кедрового ореха, которые продавали русским купцам. Занимались бортничеством, со временем превратившимся в широко распространенное пчеловодство.
Земледелие и скотоводство играли подсобную роль. Сажали в основном ячмень, из которого затем делали талкан — питательный продукт из толченых зерен, который охотники брали на промысел. В хозяйстве держали ограниченное число коров и лошадей, использовали которых для получения молока и мяса, а также в качестве транспорта.
Важным ремеслом, с древности отличавшим тубаларов от соседних народов, была металлургия. Народ добывал руду особым способом, с помощью мини-горнов, выплавлял железо. Из металла изготавливали оружие, наконечники для стрел, клинки, предметы обихода. Для создания домашней утвари использовали бересту.
Религия
Традиционная религия тубаларов — шаманизм, смешанный с пантеизмом и одушевлением окружающего мира. Ряд божеств распределялся по нескольким слоям небесного мира: на верхнем находился Уш Курбустан (также Уч-Курбустан), на нижних — остальные небожители. По другим данным, верховным божеством выступал Ульген, характерный для мифологии других алтайских народов.
Наиболее почитаемые боги связывались с жизненно-важным для народа промыслом — охотой. Покровителем и помощником охотников считался Шаныр, представлявшийся в виде человека с очень светлыми бровями, посохом из акации, разъезжающего по тайге на быстроногом марале.
Хозяином тайги считался Каным, представлявшийся одетым в панцирь из железа человеком. Каныма, также как бога гор Тезима, персонифицировали в облике горных хребтов, перед которыми раз в три года устраивали жертвоприношения в виде лошади рыжей масти. Поскольку больших табунов тубалары не держали, животное для этих целей покупали.
Обряд производил шаман, игравший важную роль в жизни каждого рода, участвовавший в похоронных, религиозных, промысловых обрядах, лечивший, делавший предсказания, связывающийся с духами предков. Обязательный атрибут шамана — бубен с обручем из кедра и ручкой с антропоморфным наконечником. Для извлечения звуков из бубна применяли колотушку, дополнительно шаман использовал горловое пение, звукоподражание.
Священным деревом тубалары считали кедр. У каждого рода было собственное место для молений возле одного из произрастающих вблизи селения кедров. Возле него совершались моления, камлания, повязывание на ветви цветных лент во время обрядов благодарения. В самих селениях кедры на сажали: считали, что это принесет беды, поскольку домовины также изготавливали из его древесины.
Кедры запрещалось рубить, ломать их ветки, сжигать, плевать рядом с ними, ругаться. Тубалары понимали, что дерево не только дает им питательные орехи, но и помогает существовать всей тайге. Орехами питаются белки, грызуны, а это значит, что сытыми будут и другие животные, на которых можно охотиться.
Традиции
У народа существовало несколько вариантов заключения брака:
- Сватовство с соблюдением полного цикла обрядов.
- Люлечный или подростковый сговор.
- Сбегание молодоженов по взаимному согласию.
- Кража невесты.
В двух последних случаях удавалось сэкономить на свадебном торжестве. Родители молодых после кражи или сбегания старались соблюсти необходимые формальности, устраивая необходимые обряды «задним числом»: например, сватали невесту после умыкания. Свадебные традиции тубаларов, схожие с обрядами других алтайских народов, состояли из трех основных этапов:
- Предсвадебный.
- Свадебный.
- Послесвадебный.
Выбором невесты занимались родственники жениха, тщательно отслеживавшие родословную кандидатки: следили за отсутствием психических и физических отклонений, благосостоянием семьи. Если выбранная девушка приходилась жениху по нраву, к ней отправлялись сваты. С собой они обязательно приносили молочную водку, которую из одной чаши распивали с родителями потенциальной невесты. После раскуривали трубку, что означало приход к предварительному согласию. Последний этап сватовства — назначение даты торжества и обсуждение размера калыма. В прошлом его составляли шкурки пушных зверей, железная утварь и лодка-долбленка, позже счет шел на головы животных.
В день свадьбы основным выступал обряд переплетения волос. Две подруги невесты в специальном балагане расплетали косу девушки, кропили волосы молоком, после чего каждая завязывала по одной косе. Новая прическа и надетый поверх нее платок символизировали переход в статус замужней женщины. После в доме жениха начинался свадебный пир, на котором присутствовали родственники с обеих сторон. Послесвадебная обрядность заключалась в ответном визите зятя к родителям невесты с благодарностями.