Великобритания является островным государством, со всех сторон окруженным морями. Также ей принадлежит большое количество островов и архипелагов. Благодаря своему географическому расположению страна долгое время была крупнейшей морской державой. Береговая линия Великобритании имеет протяженность 17 820 км. По всем ее берегам располагаются морские порты, также имеется множество речных судоходных магистралей. На территории государства расположено около 90 портов. Некоторые портовые города находятся вдали от побережья, возле устьев рек. Основные британские гавани имеют доки со шлюзами. Во время приливов суда с большой осадкой свободно проходят в доки. Когда происходит отлив, шлюзы закрывают, уровень воды остается достаточно высоким для больших кораблей. Великобритания имеет хорошо развитую экономику, что делает ее крупнейшим финансовым центром мира. Главными отраслями промышленности являются: автомобилестроение, судостроение, авиация. Длительное время страна удерживала первые места по морскому грузообороту. Регулярные водные перевозки играют важнейшую роль во внутренней и международной торговле государства.
Самые крупные порты Великобритании
- Лондон
- Ливерпуль
- Саутгемптон
- Манчестер
- Глазго
- Бристоль
- Белфаст
- Гулль
- Ньюкасл
- Мидлсбро
Лондон — крупнейший порт Великобритании
Лондон — столица Великобритании и самый большой порт страны (речной и морской). Ему принадлежит 2-е место в мире после Нью-Йорка. Он располагается на реке Темза, на расстоянии 45 км от ее устья. По берегам тянутся многочисленные причалы, оборудованные современной техникой. Всего их насчитывается около 70. Протяженность причального фронта составляет 60 км. Имеются береговые и плавучие краны грузоподъемностью до 200 тонн. Лондонский хаб обрабатывает до 50% всего импорта государства и четверть экспорта. Годовой грузооборот превышает 50 000 000 тонн. В грузовых доках занято около 30 000 рабочих.
Пристани, доки, складские помещения, строили разные английские компании в разные времена. Портовым город стал еще при римлянах, в 1-ом веке. В ранние века и Средневековье суда швартовались на берегу Темзы, возле исторического центра нынешнего Лондона. К концу 17 века грузооборот сильно увеличился, и места для швартовки стало не хватать. Тогда были построены первые доки, которые размещали у себя 120 судов. Затем были возведены доки Лондон, Вест-Индия, Ист-Индия. В последующие годы интенсивно достраивались остальные причалы. Лондонские доки принимают корабли средних размеров. Их склады загружены такими товарами, как: каучук, чай, вина, шерсть. Миллуокские и Вест-Индские доки имеют намного большие площади. Только на акваторию приходится 53 га. Общая длина их причального фронта — 10,8 км. Они связаны между собой глубоководными магистралями. Также они сообщаются с сетью железных дорог. Основные импортируемые товары:
- древесина;
- сахар;
- финики;
- зерновые.
Круизный терминал Тилбери располагается на Темзе, в 30 км от Тауэрского моста. От причала до центра города ходит пригородный поезд. Терминал имеет скромное одноэтажное здание, где размещается зона ожидания и багажное отделение. Причал небольшой, одновременно он способен принять лишь небольшое число лайнеров. Однако им пользуются крупные круизные компании.
Саутгемптон — глубоководный морской узел
Саутгемптон расположен на южном берегу Великобритании (графство Хемпшир). Это незамерзающий морской порт, причалы которого находятся на месте слияния рек Итчен и Тест на берегу пролива Те-Солент. Это один из крупнейших водных хабов страны. Ведущая роль в грузоперевозках принадлежит ему со времен Средневековья. Из Англии экспортировали кожу и шерсть, завозили вино, специи. В 1840 году грузооборот увеличился, ввиду строительства лондонской железной дороги, которая сообщалась с гаванью. Были построены корабельные доки. Естественная глубина акватории давала возможность швартоваться большим судам с глубоким водоизмещением. Протяженность причального фронта Саутгемптонского морского узла составляет 17 км. Глубина у входа в бухту достигает 12,8 метров. Существуют глубоководные причалы для швартовки нефтяных танкеров, пассажирских лайнеров. Основными экспортными товарами являются:
- зерно;
- мясо;
- фрукты;
- нефтепродукты.
Из страны вывозят промышленные товары, автомобили. Саутгемптон — главный пассажирский порт государства. Он имеет 4 круизных терминала:
- Mayflower Cruise Terminal.
- City Cruise Terminal.
- Ocean Cruise Terminal.
- QELL Cruise Terminal.
Он является основной точкой отправления лайнеров, которые начинают отсюда свои маршруты. Ежегодно обслуживается более 1 500 000 пассажиров. Сам город не является туристическим, поэтому большинство туристов едет в Лондон. До него можно добраться на электричке. Все причалы расположены на расстоянии 1-3 км от железнодорожных станций. До аэропорта Хитроу ходит специальный автобус.
Ливерпуль — лидер грузоперевозок
Ливерпуль — крупный морской и торговый город. Его порт находится на реке Мерси, впадающей в Ирландское море. Он имеет несколько десятков пирсов, доковых бассейнов. Длина причального фронта — 40 км. Глубина причалов достигает 15 метров. Гавани Ливерпуля обрабатывают около 60% экспорта государства. Ливерпульский морской узел связывается с манчестерским посредством Манчестерского судоходного канала. Его длина составляет 58 км. Ливерпуль специализируется на приеме нефтепродуктов, зерна, хлопка, металлопродукции, леса. Экспортируются такие товары, как машиностроительное оборудование, шерсть, металл. Также это большой пассажирский водный хаб. Через него проходит 30% пассажиропотока. Круизный терминал находится в центре города.