Люли — таинственный народ, прошлое которого остается тайной для него самого. Одна часть представителей народности считает себя коренными жителями Средней Азии, другая — цыганами, в незапамятные времена пришедшими из Индии. Люли исповедуют ислам, но не соблюдают намаз, а большинство никогда не держало Коран в руках. Они владеют тайным языком рома, однако восточнославянские цыгане не считают их родственниками, презрительно называя «люляйками». Для большинства жителей постсоветского пространства люли — те самые цыгане, в любое время года окруженные плохо одетыми детьми и живущие попрошайничеством.
Где живут, численность
Точных данных о численности и расселении люли нет. Причин подобной ситуации несколько:
- Кочевой образ жизни между территориями государств постсоветского пространства.
- Отсутствие документов: 60% взрослых, 30% детей без паспортов.
- Отсутствие национальной самоидентификации: часть люли считает себя цыганами, часть относит к люли или джуги, другие идентифицируют себя таджиками, узбеками.
Основными регионами расселения выступают пригороды крупных населенных пунктов Таджикистана и Узбекистана. Крупные поселки люли в Узбекистане расположены вблизи Самарканда, Ташкента, Бухары. Таджикские представители народности живут в населенных пунктах Варзобе, Хисоре, Пенджикенте, Шахринаве, Турсунзаде.
Также отдельные представители или небольшие кочующие группы распространены в следующих государствах:
- Туркмения
- Казахстан
- Россия
- Киргизия
- Афганистан
Общую численность среднеазиатских цыган, в чей состав входят ветви парья, кавол, чистони, согутарош, по официальным данным, составляет порядка 10 000 человек. Известны данные о количестве среднеазиатских цыган в Узбекистане:
- 1926 г. — 3 710 чел.;
- 1979 г. — 12 581 чел.;
- 1989 г. — 16 397 чел.;
- 2000 г. — 5 000 чел.
По неофициальным данным, в Таджикистане насчитывается порядка 30 000 представителей люли, без учета других цыганских народностей.
Название и происхождение
Вариантов значения этнонима «люли» столько, сколько версий происхождения народа. В местной среде существует легенда, что в стародавние времена у одной бедной семьи родились два ребенка: дочь Ли и сын Лю. Спасаясь от преследований вражеских захватчиков, семья пустилась искать новый дом в чужих краях. По дороге дети потерялись и приняли решение разделиться, отправившись искать родителей. Спустя много лет Лю и Ли встретились, но не узнали друг друга, влюбились и вступили в брак. Когда правда вскрылась, мулла проклял брата с сестрой и весь род: так появился народ люли.
Существует более экзотичная версия, объясняющая низкое социальное положение «проклятого народа» среди христиан. Иноверцы поймали апостола и решили сжечь на костре. Спасти святого прилетел ангел, однако увидел, как брат с сестрой из среды иноверцев предались любви. Ангел не смог выдержать богоненавистного зрелища и улетел, не сумев спасти святого. С тех пор народ люли считают проклятым: родственным не признают ни на христианской, ни на мусульманской земле.
Индийская теория
Наиболее правдоподобно с исторической точки зрения выглядит версия переселения люли и других цыганских народов из Индии. В книге «Шахнаме» («Книге о царях») персидского средневекового автора Фирдоуси содержится занимательная история. В V столетии подарком персидскому правителю Бахраму Гуру из Индии выслали порядка 12 000 артистов, музыкантов и певцов «лури».
Существует предание относительно причин столь щедрого подарка. На всенародном празднестве Бахрам Гур прогуливался по улицам города. Среди празднующих он увидел людей, танцевавших и певших без музыки. На вопрос о причине необычного веселья, ему ответили, что музыкантов среди народа нет. Бахрам Гур написал индийскому царю Шангулу, известному шумным двором, письмо с просьбой прислать артистов.
Несмотря на отсутствие документальных подтверждений ситуации, в персидском языке выражение «люли» переводится как «занимающиеся песнями и плясками люди». Подтверждает версию индийского происхождения народа и другое объяснение названия. Ряд исследователей связывает этноним с названием города на северо-западе индии Arur, или Al-rur, бывшего столицей древнейших раджей Синда.
Современное положение
Восточноевропейские ромы, одна из наиболее крупных цыганских ветвей, не считают народ родственным, презрительно называя «люляйками или люлишками». Удивительно, но и сами представители народности этноним «люли» считают оскорбительным. Так среднеазиатских цыган называет местное население Узбекистана.
В Таджикистане принято иное обозначение — джуги: слово в ряде индийский диалектов означает «отшельник, нищий». В некоторых регионах Средней Азии группы бродячих цыган называют мултони по имени пакистанского города Мултан. Оседлых называют косибы — «занимающиеся ремеслом». Сами себя люли предпочитают называть мугат, что в переводе с арабского языка означает «язычник, огнепоклонник»: нелишним будет вспомнить зороастрийские храмы огня. Некоторые группы люли используют самоназвание гурбат: арабский перевод слова звучит, как «одиночество, чужестранность, безродность».
Язык
Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основной состав народа двуязычен: владеет таджикским (иранские корни), узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели русским, поскольку приезжают в Россию на сезонные, длительные заработки.
Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Создан «арабча», чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно для остальных обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка — один из важнейших культурных аспектов, доказывающий родственные связи люли и ветвей восточноевропейских цыган.
Внешность
Генетические, антропологические исследования выявили значительную схожесть цыган и жителей северо-западной части Индии. Несмотря на то, что в среде люли не приняты межнациональные браки, многовековое проживание в соседстве со среднеазиатскими народами отразилось на характерных чертах внешности, размыв очевидное внешнее сходство с индусами. К основным особенностям внешности люли относят:
- высокий рост;
- худощавое телосложение;
- черные, каштановые вьющиеся волосы;
- карие глаза, «живой» взгляд;
- пигментация кожи в разы темнее народов Средней Азии;
- узкая, длинная голова;
- нос — орлиный, прямой.
Одежда
Одежду люли переняли у таджикского, узбекского населения. В отличие от ромы, носящих длинные складчатые юбки и шали, женщины люли одевались в просторные шаровары и длинные рубахи более пестрых, чем у местного населения оттенков. Голову покрывают платком, паранджу и чачван не носят. Сегодня чаще покрывают голову на мусульманский манер, поскольку это приносит больший доход при попрошайничестве. Из индийской культуры сохранилась традиция делать татуировки на переносице, скулах, щеках, запястьях женщин.
Семейный уклад
Возраст совершеннолетия наступает в 16 лет: с этого времени юноша может официально выбрать жену, попросить благословения родителей на брак. На практике брачный возраст наступает раньше, с 13-15 лет. Известны случаи женитьбы детей в возрасте 10-12 лет.
Существует разные формы брака:
- По сговору — традиционный вариант. При наступлении брачного возраста юноша указывал родителям понравившуюся девушку. Если родственников кандидатура невесты устраивала, в дом потенциальной супруги направляли сватов. Родня невесты смотрела в первую очередь на благосостояние семьи жениха. Если материальное положение устраивало — оговаривали размер выкупа, назначали день свадьбы.
- Сбеганием. К этому варианту прибегают в случае, когда обе семьи не согласны на брак. После сбегания влюбленные прячутся в доме родственников жениха, у друзей. Даже после одной ночи, проведенной в таком положении, девушка считается опороченной, поэтому у родителей не остается иного выхода, как согласиться на брак. Воздействием на родных жениха выступает старейшина рода. Согласно традиции, мужчина, пообещавший женщине верность в любви, должен отвечать за слова, иначе род ждет позор.
- Люлечный, обменный брак. Иногда родители сватают детей в детском, младенческом возрасте, а впервые молодожены видят друг друга лишь на свадьбе. Практиковался обмен детьми из семьи в семью, что позволяло избежать уплаты выкупа.
Главой семьи люли считается мужчина, однако основным «добытчиком» выступает женщина. Ежедневно вместе с детьми жена уходит за добычей милостыни, мужчина занимается домом. Детей с раннего детства приучают к попрошайничеству: чем раньше ребенок научится себя кормить, тем лучше. Девочки занимаются промыслом на протяжении всей жизни, мальчики с 12 лет остаются дома с отцом. Даже во время свадебной церемонии невеста клянется «кормить и обеспечивать мужа до последнего вздоха».
Жизнь
Основным занятием люли во все времена выступало попрошайничество. У народа существует легенда. Когда Аллах раздавал народам богатство, мугат золота не досталось, поэтому люли просят причитающуюся часть у других. Зазорным занятие народ не считает, воспринимая его как работу. Исследователи придерживаются двух основных версий, относительного подобной черты менталитета:
- Люли — выходцы из низших индийских каст, в том числе неприкасаемых, исторически живших подаяниями.
- В древнеиндийских верованиях одаривание просящих благотворно влияло на карму. Поскольку люди обязаны давать, значит должна существовать каста, принимающая милостыню.
Несмотря на версию происхождения люли от индийских артистов и музыкантов, в отличие от цыган рома, народ не зарабатывает на жизнь выступлениями. Помимо попрошайничества, люли занимаются сбором металлолома, разведением боевых петухов, торговлей лошадьми, ослами, борзыми щенками, мелкой бакалеей, разведением боевых петухов.
Среди оседлых встречались ювелиры и кузнецы, однако на сегодняшний день профессии практически утрачены. Еще одно традиционное занятие — изготовление чачвана, сетки из конского волоса, которой закрывали лицо мусульманки Средней Азии. Распространенный промысел — деревообработка, заключавшаяся в изготовлении кухонной утвари.
Религия
Люли считают себя мусульманами-суннитами, на практике слабо представляя особенности веры. Одна из неукоснительно соблюдаемых мусульманских традиций в среде люли — обрезание. Большинство не соблюдает намаз, мусульманские посты, не отмечает религиозные праздники. Из-за повальной неграмотности (школьное образование получило порядка 10%-30% представителей народности) люли не читали Коран. Женщины не закрывают лицо, обладают гораздо большей свободой по сравнению с мусульманками Средней Азии. Они свободно вступают в беседу с мужчинами, вмешиваются в общие разговоры, сидят за общим столом, участвуют в решении общественных вопросов.