Кереки — самый малочисленный народ не только на Камчатке, но и во всей России. По данным переписи 2010 г. кереками себя назвали лишь 4 человека. Одна из самых таинственных и малоизученных северных народностей с печальным историческим прошлым сегодня находится на грани полного исчезновения.
Название
Самоназвание народа «аӈӄалҕакку», или анкалгакку, означает «приморские люди». Второй вариант, породивший этноним «кереки», произошел от чукотского слова «кэрэкит». Исторически выделялись две группы кереков, различавшихся языковыми особенностями и территорией проживания:
- Северные, обитавшие вблизи Наваринской бухты. Известны также как мейныпильгынские, или наваринские. Самоназвание группы — ыйулалҕакку, что значит «верхние».
- Южные, занимавшие низовья реки Хатырки, известные также как хатырские. В качестве самоназвания использовали этноним «иутылалҕакку», что переводится как «нижние».
Где живут, численность
К XVII столетию кереки занимали обширные территории от устья реки Опуки в северо-восточной части современного Камчатского края до чукотского залива Анадырский лиман. Археологические исследования показали, что в древности зона расселения была еще больше, простираясь до мыса Олюторский на одноименном полуострове, служащем границей между Беринговым морем и Олюторским заливом.
В связи с удаленностью и малой изученностью региона, точных данных о численности кереков не было до конца XIX века. Долгое время представителей народности записывали как коряков, считая их единым народом. Сохранившиеся сведения показывают, что с каждым годом число кереков неумолимо сокращалось:
- 1897 г. — 600 чел.
- 1927 г. — 315 чел.
- 1959 г. — 53 чел.
- 1970 г. — 25 чел.
- 1975 г. — 13 чел.
- 2002 г. — 8 чел.
- 2010 г. — 4 чел.
В середине прошлого столетия большая часть представителей народности жила в селах Хатырка, Беринговский, Мейныпильгыно, относящихся к Беринговскому району Чукотского АО. В национальном чукотском селе Мейныпильгыно, сегодня входящем в Анадырский район Чукотского АО, проживают последние представители керекского народа.
Язык
Сегодня кереки в основном используют русский и чукотский языки. Национальный керекский язык, относящийся к чукотско-камчатской семье, сохранился лишь пассивно: в трудах исследователей народа и в памяти оставшихся его представителей. Ряд ученых относит его к числу диалектов корякского языка. В лексике зафиксированы также элементы эскимосского.
Впервые научное описание керекского выполнил советский ученый Петр Яковлевич Скорик. Серьезный вклад в изучение традиций, культуры, верований, фольклора, языка внес историк-этнограф Владилен Леонтьев после исследовательских экспедиций семидесятых годов прошлого столетия. Известно порядка 4 000-5 000 керекских слов, несколько десятков фольклорных текстов.
История
Кереки — древнейшее автохтонное население Чукотки. Археологические исследования указывают на существование древнекерекской археологической культуры во второй половине первого тысячелетия до нашей эры.
Часть исследователей считает кереков, ительменов и ряд других палеоазиатских народов родственниками североамериканских индейцев. Об этом свидетельствует ряд генетических факторов, связанные элементы национального фольклора, в том числе сказки про ворона.
В XVII столетии, в период кровопролитных войн за территорию между чукчами и коряками, кереки оказались под ударом обеих сторон. Более сильные и многочисленные соседние народы убивали и брали в рабство целые семьи, что привело к значительному сокращению численности народа, уходу с обжитых и освоенных территорий.
Уменьшению численности способствовали смертоносные эпидемии конца XVIII века, резкое сокращение морской фауны из-за активной деятельности американских и японских китобоев в XIX столетии.
С приходом советской власти традиционный уклад жизни, в том числе проживание соседско-родовыми малыми общинами, уничтожены. Оставшихся кереков расселяли в более крупные села, где стали практиковаться ранее запрещавшиеся межнациональные браки, в основном, с чукчами. Это привело к утрате национальной самоидентификации, стремительными темпами продвигавшейся ассимиляции.
Одежда
Керекский традиционный костюм во многом схож с чукотским. Верхней мужской одеждой служила кухлянка: куртка-рубаха глухого, расширяющегося к низу кроя. Шилась из двух шкур оленя, сложенных мехом внутрь. Зимой поверх обычной кухлянки надевали утепленную: аналогичную по крою, но сшитую мехом наружу.
Рукава кухлянки кроили широкими в проймах, сужающимися к кисти. Низкий ворот и рукава оторачивали мехом собаки. Для тепла надевали воротник-шарф, завязывающийся под подбородком двойной меховой капор из шкур с лап выдры, собаки, росомахи. Дополняли наряд меховыми штанами, поршневидной обувью из толстой кожи моржа, шедшей на подошву, и голенищем с передним швом.
Традиционный женский керекский костюм — керкер, то есть меховой комбинезон. Летом надевали одинарный нательный керкер, зимой дополняли вторым аналогичным, сшитым мехом наружу. Рукава и ворот декорировали собачьим мехом, глубокий вырез от шеи до груди затягивали шнурками. Комбинезон снабжали теплым меховым капюшоном, дополнительно надевали капоры.
Внешность
Как и другие палеоазиатские народы, кереки в большей степени относятся к арктической расе, возникшей из азиатского очага расселения. К отличительным особенностям внешности кереков относят необычайно маленький, даже для северных народов, рост: 140-145 см для представителей обоих полов, редко рост достигал 150 см. К другим особенностям внешности относят:
- худощавое, сухое телосложение;
- темные глаза с суженным горизонтальным разрезом;
- смуглая кожа;
- жесткие черные прямые волосы;
- толстые губы;
- острые высокие скулы;
- нос, узкий в переносице.
Семейный уклад
Традиционным семейным укладом кереков был матриархат. Главой семьи выступала женщина, принимавшая все важные общественные, хозяйственные решения, занимавшаяся торговлей. Старшая женщина или жена любое действие мужчины предваряла советом, могла запретить совершение какого-либо поступка.
Главенствующая роль женщины отразилась в народном фольклоре. Перед совершением какого-либо поступка или началом дела герои обязательно спрашивают совета у бабушки или другой женщины. Например, такой сюжет есть в сказке про мужчину-зайца по имени Милуткалик.
Род вели по линии матери, живя большими семьями, управляла которыми старшая женщина. Летом род разбивался на малые семьи, отправляясь на промыслы. Орудия труда, добыча, запасы, скарб при этом оставались в общем пользовании. Детей с ранних лет приучали в игровой форме к труду: мальчиков учили охотничьим приемам, обращению с собаками, девочек — хозяйственным домашним делам, изучению съедобных растений, трав, ягод.
Детей любили и баловали, верили, что в телах младенцев в мир живых возвращаются души предков. Появившегося на свет сына считали умершим отцом его матери. Рождение дочери означало реинкарнацию матери отца ребенка. Верование в возвращение душ предков нашло отражение в эпосе: в сказках дети всегда оказываются умнее взрослых людей.
Жилище
Традиционное зимнее жилище кереков представляло полуземлянку. В выкопанную полуметровую яму устанавливали толстые бревна, укрепляемые жердями. Пологую крышу утепляли травой, дерном, зимой дополнительно наваливали поверх снег. Дым выходил через светодымовое окошко в верхней части крыши. Интерес представляет керекская печь: сложенный из поставленных вертикально плоских камней очаг. Когда очаг прогревался, угли и золу вычищали, помещая вместо них мясо, рыбу, дичь, готовившиеся на теплых камнях.
Покидали жилище при помощи боковых ходов. В одной землянке располагалось несколько родственных семей, пользовавшихся одним очагом, но имевших собственные спальные зоны. Летом жили в небольших шалашах из жердей, устанавливавшихся вблизи мест промысла.
Жизнь
Основными занятиями кереков выступали рыбалка, охота на морских зверей. Острогами, неводами из китовых жил, тупыми стрелами, дубинками ловили и глушили кету, нерку, горбушу, чавычу, корюшку, камбалу, палтуса. Рыбу квасили, вялили над костром, сушили на ветру: запасы служили основной пищей в зимний период. Для морской охоты использовали так называемую керекскую спицу — подобие гарпунного устройства.
Значительную роль играла охота на птиц, гнездовавшихся на морских скалах. Для этого на скалу спускали сеть, в которой пугавшиеся присутствия человека птицы запутывались. Сети, петли на шестах использовали на морской поверхности для ловли бакланов. С помощью лука, дубинки охотились на медведей, волков, горных баранов, диких оленей, грызунов, выдр, росомах. В прибрежных районах собирали морские водоросли, моллюсков, морскую капусту, на земле занимались сбором морошки, голубики, брусники, шишек.
Религия
Религию кереков относят к анимистическому пантеизму, распространено было шаманство. Верили в духов-хозяев окружающего мира, помогающих и вредящих людям. Народ считал, что у каждого животного есть душа. Кости убитого зверя хоронили, а позвонки мужчины нанизывали на охотничий пояс. Чтобы задобрить душу убитого животного на могилу помещали юколу, вяленое мясо, шикшу.
Возвращавшихся с охоты мужчин хозяйки дома встречали с обрядовыми песнями-благодарениями. Чтобы с улицы в жилище не проникли злые духи, в приходящих охотников кидали горящие головешки.
Рядом с каждым поселением существовали молельные места, называемые камак, используемые также для жертвоприношений. Представляли собой врытый в землю деревянный высокий столб, вокруг которого размещали кучи черепов моржей, китовые челюсти, антропоморфные фигурки. Жертвенными животными чаще других выступали собаки. Шаманы участвовали в промысловых обрядах, предсказывали погоду, занимались врачеванием. В их роли чаще выступали мужчины, женщины занимались магией, знали заговоры.
Интерес представляет традиционный обряд погребения. Единственные среди всех соседских народов, кереки тела погибших в зимнее время соплеменников выбрасывали в море. Умерших летом хоронили в земле, облачая в специально сшитый без образования узлов костюм. Отороченный белым собачьим мехом капор плотно затягивали на голове, открытым оставляя лишь нос. Важно, чтобы в одежде не было дыр, прорех, иначе раны появятся у родственников покойного.
Чтобы отогнать беды, злых духов от потомков умершего, детей до похорон связывали, сажали на цепь, наподобие собаки. После завершения церемонии погребения их развязывали, заставляли лаять, стоя на четвереньках. Погибших детей хоронили у стен дома, считали это дурным знаком, поскольку кто-то из предков не пожелал вернуться в земной мир.