Татарстан населен несколькими миллионами людей. Большой проблемы с перенаселенностью его городов пока нет, но существенные трудности у жителей возникают по ряду других поводов.
Самые населенные города Татарстана
- Казань — свыше 1 200 000.
- Набережные Челны — 529 797.
- Нижнекамск — 237 250.
Казань — небольшая столица
Густонаселенная Казань занимает по площади чуть более 600 квадратных километров. В столице живет более 1 миллиона 200 человек. Это не считая многочисленных туристов, которые желают посетить город с целью изучения достопримечательностей, некоторые из которых причислены к списку Всемирного наследия.
На 2018 год зафиксирован резкий скачок среди иностранных туристов. Закономерно увеличение количества пробок на дорогах, которые считаются большой проблемой Казани. Крупный город сильно страдает от аварий, которые только усугубляют дорожные заторы. Одной из наиболее вероятных причин сложностей с трафиком является чрезмерное количество автомобилей, ведь на одну семью здесь может приходиться 2-3 машины. Сами казанцы тоже не способствуют снижению остроты проблемы. Многие демонстрируют произвольную манеру вождения. С учетом плохого состояния дорожного покрытия получаем появление постоянных и затяжных пробок. Зимой ситуация ухудшается настолько, что крупнейший город Татарстана оказывается парализован. Власти прибегают к использованию снегоуборочных машин, которые выполняют свою работу далеко не всегда хорошо.
Инфраструктура Казани от густонаселенности не страдает. Но иногда случаются перебои в подаче горячего водоснабжения. Это не связано с тем, что Казань стала миллионником, просто обновление инфраструктуры происходит медленными темпами. Чего не скажешь о застройке.
Универсиада 2013 года позволила получить местным компаниям, ведущим строительство жилья, настоящий карт-бланш. Они построили настоящие замки, но не всегда делали это правильно, из-за чего часть районов опять же страдает от пробок. Общественный транспорт Казани представлен большим парком автобусов. Наиболее популярен 93 маршрут, на котором перемещается практически 80% населения. Естественно, что такие автобусы полнятся людьми. Зато они хорошо оборудованы для пассажиров с детьми и инвалидов, перемещающихся на колясках.
Интересный факт касается самого населения Казани: русские и татары здесь самые многочисленные группы. Вместе с ними живут украинцы, чуваши и азербайджанцы. Последние годы отмечается прирост населения со стороны эмигрантов из Турции, Болгарии и стран Восточной Европы. Причем немалая их доля обзаводится российским гражданством и создает семьи. При этом в городе достаточно лицеев, гимназий, школ и детских садов. Правда, последних не хватает из-за высокой рождаемости. Многие родители вынуждены записывать детей сразу после рождения.
Набережные Челны — крупный город на маленькой территории
Более 500 тысяч человек проживает на территории 171 квадратного километра. Крупный автомобилестроительный завод когда-то привлек большое количество мигрантов, которые до сих пор живут здесь. Местные власти стараются активно застраивать район Нового города, а старые его части оказываются не в лучшем положении. Иностранные инвестиции должным образом не помогают, поэтому если на широких проспектах проехать можно легко, то на большинстве дорог ситуация соответствующая и на пробки почти не жалуются. Основными видами общественного транспорта крупного города стали трамваи и автобусы. Первые особо не востребованы, ими пользуются пенсионеры. Вторые представленные парком микроавтобусов модели «Газель». Проехаться в них час пик сложно, так как это больше похоже на испытание. Одна такая «Газель» может вмещать целую толпу, причем большинство людей будет стоять.
Сложности наблюдаются также в отношении образовательных учреждений. Попасть в детский сад трудно, еще труднее найти ребенку школу. Строительство новых муниципальных образовательных учреждений пока остается только на бумаге. С больницами ситуация несколько лучше. Старые ремонтируются, новые строятся.
Ремонту подвергаются также дороги, а благодаря закупленным крупным автобусам ожидается значительная разгрузка пассажиропотока. Власти города стараются проводить молодежную политику, поэтому строится множество молодежных центров, в которых люди могут заниматься спортом, участвовать в общественной жизни. Жилья в городе всем не хватает, многие вынуждены брать коммуналки. С ростом численности населения существенного повышения тарифов ЖКХ не наблюдается.
Нижнекамск — маленький, густонаселенный город
Богатый нефтяными месторождениями Нефтекамск с 60-х годов привлекает многих людей, желающих хорошо заработать. Основная часть населения представлена следующими национальностями:
- башкиры;
- русские;
- крещены;
- чуваши;
- буряты.
Конечно, отдельно следует выделить татар, большая часть из которых является мусульманами. Это никоим образом не влияет на взаимоотношения между местными. По крайней мере, существенных противостояний между мусульманами и православными не наблюдается. Однако с наступлением часа пик, который приходится на 6-7 часов вечера, можно видеть огромные пробки. Общественный транспорт Нижнекамска представлен трамваями, линии которого иногда терпят аварии. Это сказывается на всем городе, население которого зачастую дико гневается из-за очередного ДТП на трамвайных путях. Однако развитая транспортная сеть Нижнекамска помогает городу бороться с пробками и доставлять пассажиров к пункту назначения быстро. Жилье в целом можно назвать доступным.
Несмотря на маленькую территорию города, планомерная застройка позволяет ощущать комфорт его жителям. Большой плюс строительства города Нижнекамска заключается в наличии муниципальных школ и детских садов, которые приурочиваются к новым районам. Однако предприятия по нефтепереработки нивелируют эти достоинства, изрядно портя экологию.
Сами жители Нижнекамска часто жалуются, что приток населения привел к росту наркомании и алкоголизма. Из-за этого многие сейчас стараются уезжать, выбирая Набережные Челны или Казань. Проблема касается и больниц, которые оказываются переполнены людьми, страдающими от соответствующих болезней, нередки стали сердечно-сосудистые заболевания, часто встречаются случаи онкологии. Не справляющиеся с большим потоком пациентов врачи стремятся покинуть город.