Дербеты являются субэтнической ойратской группой. Они относятся к монгольским народам, проживающим на западе Монголии и на территории Калмыкии. Они произошли от средневековых дербетских племен. Родственными им считаются народы монгольской группы, расселенные по территориям Китая, России, Монголии. Среди них есть такие, как: буряты, торгуты, олёты, хошуты.
Численность
Общее число субэтноса измеряется 75 000 человек. Это примерно 3% населения Монголии.
Язык
Родным для дербетов является ойрат-калмыцкий язык, относящийся к западномонгольской ветви алтайских языков. Монгольские дербеты общаются также на халха-монгольском — государственном языке Монголии.
Религия
Изначально исконной религией дербетов было тенгрианство. Это почитание духов — покровителей природы. Для тенгрианства характерна вера в перерождение, судьбу, связь человека с внешними божественными силами. Это древняя религия, распространенная у монгольских народов. С начала 17 века среди дербетов распространился буддизм. Это философское учение, суть которого — достичь просветления. Дербеты всегда отличались терпимостью к другим вероисповеданиям.
История
Первое упоминание о предках дербетов в исторических документах относится к 9 веку («Сокровенное сказание монголов»). В этой летописи сказано о существовании племени дорбен, которое затем разрослось в крупную ойратскую общность. Считается, что прародителем народа является Дува-Сохор. Это родственник общего предка всех монголов Бортэ-Чино. Он имел 4-х сыновей, которые со своими семьями основали племя дорбен. В переводе с ойратского это слово означает «четыре». Племя расселялось по берегам реки Халхин Гол. Затем они присоединились к войску Чингисхана. Представители дербетов были влиятельными в Джунгарии, занимали высокие посты в правлении Чингисхана.
После падения Монгольской империи был основан ойратский союз, куда входили представители дербетов, торгутов, олётов, хошутов. Позже произошло разделение дербетов. Одни остались в Джунгарии, другие перекочевали на территорию Поволжья и Северного Кавказа. Там было создано Калмыцкое ханство. Оно начало завоевывать близлежащие территории, подчинять казахов и ногаев. Процветание Джунгарского ханства в 17 веке произошло при правлении дербетов. В более позднее время этот народ участвовал во всех военных операциях, сражаясь на стороне России. В советский период многие представители дербетов подверглись репрессиям и расстрелам. Впоследствии они были реабилитированы.
Внешность
Дербеты несколько отличаются от других ойратских этносов более светлой кожей, менее жесткими волосами. Их внешность в целом типична для монголов. Они небольшого роста, худощавые, но с хорошим телосложением. У них широкие округлые лица, имеющие уплощение. Традиционно расширенный приплюснутый нос, характерно наличие эпикантуса. Волосы прямые, черные. Глаза узкие, темно-карие. Молодые девушки привлекательны, обладают прекрасными белозубыми улыбками.
Жизнь
Дербеты вели кочевнический образ жизни. Они занимались скотоводством, охотой. В транспортных целях разводили лошадей, верблюдов. Коров, овец, коз выращивали ради получения мяса, молока, шерсти. Также охотились на диких зверей. В речных районах было развито рыболовство. В долинах рек существовало земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, табак. Дербеты знали кузнечное дело, ковали инструменты, оружие. Среди ремесел выделяют такие, как:
- обработка кожи;
- гравировка по металлу;
- резьба по дереву;
- изготовление украшений.
До начала 20 века у дербетов было распространено многоженство. Этому не препятствовали ни тенгрианство, ни буддийские верования. Народ, часто участвовавший в войнах, вынужден был пополнять свою численность за счет смешения с другими этносами. Поэтому мужчины часто брали в жены тюркских, славянских, кавказских женщин с целью рождения большего количества детей. Самым главным недостатком женщины было бесплодие или неспособность родить сына. В этих случаях дербеты брали еще одну жену. По этой причине зачастую усыновляли мальчиков, которые остались без родителей, или если в семье было мало детей. Поэтому у дербетов не существовало детских домов. При необходимости усыновляли даже маленьких детей (до 4 лет) мужского пола из других народов. Семьи имели традиционный патриархальный уклад, однако жены имели право голоса, могли открыто выражать свое мнение. Домашняя работа распределялась между дочерьми и невестками. Молодые девушки были самыми бесправными членами семьи. Они выполняли самую грязную работу. В доме им было отведено специальное место. Детей учили уважать старших, с почтением относиться к родным. Однако излишней строгости не было. Молодежь пользовалась достаточной свободой. Эти традиции сохранились и в современных семьях. Часто дербеты идут на военную службу, в силовые структуры. Это приоритетная профессия, так как династии военных в дербетских семьях складывались исторически. Современная молодежь получает хорошее образование, поэтому среди представителей этого народа много инженеров, ученых, писателей.
Жилище
Как и многие кочевые народы, дербеты жили в юртах. Это универсальное жилье для племен, живущих в степи. Юрты легко разбираются и собираются. Они прочные, гибкие, не разрушаются от сильного ветра и других неблагоприятных погодных воздействий. Это обусловлено тем, что основа юрты изготавливается из реечного каркаса, имеющего хорошую пластичность. Решетки скрепляют друг с другом и устанавливают по кругу прямо на землю. Затем из длинных тонких палок делается купол с отверстием в центре для выхода дыма. Через него же в дом попадает свет. Всю конструкцию накрывают войлочными покрывалами. Вход в жилище обычно располагали с южной стороны. В середине строения сооружали очаг с котлом. Возле него было почетное место — там принимали гостей. По краям юрты располагались спальные места, сундуки с вещами. Восточная половина жилья считалась женской, западная — мужской. На женской раскладывалась домашняя утварь, принадлежности для шитья. В мужской развешивали оружие, инструменты.
Еда
Для дербетской кухни характерны простые рецепты с небольшим количеством ингредиентов. Основу питания составляют мясные блюда с овощными гарнирами. Мясо в основном варят, иногда туша животного может запекаться на огне целиком. В пищу используются: баранина, говядина, конина, дичь. В качестве гарнира применяют картофель, капусту, рис с добавлением лука, чеснока. Молоко домашних животных свежим, как правило, не пьют. Из него делают кефир, простоквашу, сыр, творог. Традиционным напитком является чай с молоком. Также в него кладут соль, масло, обжаренную муку. Получается густой, жирный напиток, напоминающий бульон. Другие популярные блюда дербетской кухни:
- Бузы — манты, приготовленные на пару.
- Хорхог — тушеное мясо, которое томят в котле под крышкой.
- Борцок — лепешки, приготовленные во фритюре.
- Цуйван — домашняя лапша, обжаренная с мясом и овощами.
- Хушур — небольшой пирог, напоминающий чебурек, с начинкой из рубленного мяса.
Одежда
Мужчины носили рубаху и штаны, которые заправляли в сапоги. Сверху надевался кафтан приталенного кроя. Он подпоясывался кожаным ремнем, на котором находилось оружие. Зимой к костюму добавлялась шуба из овечьего меха и высокая каракулевая шапка.
У женщин были распространены широкие туники с шароварами. Также носили просторные платья со сборкой в районе груди. Праздничный наряд состоял из длинного платья с узким лифом и широким подолом. Передняя часть расшивалась узорами из цветных ниток. Иногда сверху надевали тонкий халат с широкими рукавами. Головные уборы представляют собой цилиндрические шапки с высокой тульей по типу турецких. Их расшивали золотистыми узорами, бисером. На ногах носили мягкие кожаные сапоги.
Традиции
Многие дербетские обычаи имеют корни, уходящие в тенгрианство — древнюю исконную религию. У них имеются обряды и ритуалы, связанные с огнем, водой, животными, почитанием духов природы. Основным божеством у дербетов считалось Вечное Синее Небо, символизировавшее мужское начало. Оно распоряжалось судьбами всего народа и человека, в частности. Другой главной богиней была Земля. Она олицетворяла женщину. От слияния этих двух божеств зародилось все живое на земле. Праздник Цаган Сар пришел с тех времен. Его название переводится как «Белый месяц». Это символ обновления природы, его отмечают весной. Белый является цветом чистоты, счастья. В этот день прибирают в доме, наводят чистоту. Приглашают гостей, детям дают сладости, подарки. Принято ставить на стол белые продукты: сыр, лепешки, кумыс. Буддисты встречают в этот день Новый год. Также дербеты отмечают и буддийские праздники:
- День рождения Будды (29 мая).
- День рождения Далай-ламы (6 июля).
- Схождение Будды на землю.
- Зул — праздник лампад.
- День рождения Чингисхана.
Дербеты чтят память Чингисхана. Настоящее имя его — Темучжин (железный). Это основатель и первый хан Монгольской империи. Он почитается как великий правитель, сделавший очень много для благополучия ойратских народов. Он ввел законы, по которым люди живут до сих пор. Он учил искоренять воровство, ложь, установил закон гостеприимства, обеспечил безопасность на территории Монгольского ханства. Благодаря ему объединились разрозненные племена, которые затем вошли в монгольский этнос. Чингисхан провозгласил взаимопомощь основным законом. Предательство при нем каралось смертной казнью, а верность и храбрость были высшими заслугами.