Буэнос-Айрес один из крупнейших мегаполисов Латинской Америки. По официальным данным его населяет около трех миллионов человек, но на самом деле эта цифра куда больше, поскольку это только официальная статистика. К тому же каждый день столица наводняется приезжающими на работу из прилегающих городков агломерации.
Но что интересно, пробок в нашем понимании этого слова здесь не бывает. Конечно, портеньос (жители Буэнос-Айреса) нет-нет да и приговаривают mucho trafico (много машин), но это скорее повод начать беседу. Машина здесь удовольствие дорогое, из-за проблем в экономике, высоких цен и налогов. Поэтому, как правило, дороги свободны большую часть времени, за исключением крупных магистралей в часы пик.
Если движение парализуется, значит, неподалеку снова проходит какая-нибудь демонстрация. Тогда да, улицу перекрывает полиция, давая митингующим пройти, а автолюбителям ничего не остается как ждать. Но обычно это длится не долго. Как же лучше передвигаться по столице Аргентины? Сразу скажу, что основные достопримечательности расположены в центре, и почти все можно обойти пешком . Но для того, чтобы лучше прочувствовать ритм города и подглядеть за его жителями, обязательно нужно воспользоваться городским транспортом.
Автобусы
Городское автобусное сообщение, на мой взгляд, развито очень хорошо. Именно таким способом, а не на метро, можно добраться до любого района. Правильно подобрав маршрут, всего их более 180, можно чуть ли не весь город пересечь без всяких пересадок. Правда, как и многому в Латинской Америке, расписанию не хватает организованности. За 15 минут порой приезжает сразу три colectivo (так здесь называют автобусы), а потом за час ни одного. Местные относятся к этому с юмором, торопиться здесь не принято. Зато совершить поездку можно даже ночью, автобусное сообщение в Буэнос-Айресе круглосуточное. Так что если вы засиделись в баре до раннего утра, а денег на такси не осталось, можно этим воспользоваться. Но всегда нужно помнить об осторожности и выбирать остановку на центральных, хорошо освещенных улицах, быть в сопровождении друзей.
Как оплатить проезд
Для оплаты проезда используются специальные пластиковые карты SUBE. Купить талончик у водителя не получится :( СУБЕ приобретается в киосках или кассах метро за 20 песо (примерно 1,5 $). Там же на эту карту можно положить деньги, которые будут списываться при каждой поездке. Чтобы вас поняли, нужно сказать "quiero cargar mi SUBE" (киеро каргар ми СУБЕ). По-английски не поймут, здесь его не знают, особенно те, кто работает в киосках :)
Есть и знакомые нам терминалы оперативной оплаты типа КИВИ, но пока что их не так много. Стоимость поездки после недавнего повышения тарифов составляет 6 песо ( 0,5 $). При входе в автобус вам нужно сказать водителю, до какой улицы вы едете и прислонить вашу карточку к турникету, цена может варьироваться от 6 до 6,5 песо в зависимости от дистанции. На всякий случай, если на вашей SUBE закончились деньги, позволительно уходить в минус до 10 песо (0,7$).
Есть еще один лайфхак: если нет денег на карте или самой карты, то можно попросить у кого-нибудь из пассажиров заплатить по его SUBE, вернув ему эквивалент стоимости. Такое практикуется весьма часто.
Жители здесь отзывчивы и общительны, и если вы хоть немного говорите по-испански, то всю дорогу можно провести за беседой, в том числе и с самим водителем. На остановках люди становятся в очередь как на наши маршрутки, и также по очереди входят. Но если она небольшая и вы женщина, то каждый мужчина/юноша/мальчик/дедушка обязательно пропустит вас вперед. Да, пассажиры ведут себя очень культурно и обходительно. Иной раз наблюдаю, как какой-нибудь молодой человек несется через весь автобус, чтобы уступить свое место пожилой сеньоре. Проходя к выходу, вас постараются не задеть и всегда спросят permiso (разрешение).
Полезно знать
Colectivo останавливается по требованию, нужно просто поднять руку, когда автобус подъезжает к остановке, и нажать кнопку у выхода, когда вам пора выходить. В часы пик транспорт бывает переполнен. Ну, или водитель конкретного автобуса решил, что ему уже хватит, и тогда он просто не будет останавливаться на ваш призыв. Что сказать, только снова "торопиться здесь не принято".
Стоит упомянуть, что иногда маршрут под одним и тем же номером может иметь различия. Тогда рядом с цифрами будет обозначена буква или цвет. По этой причине мне несколько раз доводилось уезжать не в ту сторону. Если понять совсем сложно, при входе спросите у водителя следует ли он туда, куда вам нужно.
А помогают разобраться всевозможные приложения, например, "BA Cómo Llego" или "Moovit". Я пользуюсь последним. Также есть сайт автобусного сообщения, где можно проложить оптимальный маршрут и посмотреть подробную карту. Движение по улицам города, кроме крупных магистралей, одностороннее. Для того, чтобы уехать обратно, остановку автобуса ищите на параллельной улице от той, на которой вы выходили.
Состояние автобусного парка неплохое, хотя автобусы и не новые. Летом в большинстве из них работают кондиционеры. И держитесь крепче, ведь водители темпераментные латиноамериканцы! Хотя надо отдать должное, маневрируют они мастерски. Очень забавляет, когда два автобуса одного маршрута едут в параллели, потому что их водители спрашивают друг у друга как дела и болтают за жизнь.
Меры предосторожности
Конечно, не стоит в общественном транспорте лишний раз доставать телефон, кошелек, фотоаппарат. Сумку лучше всегда держать перед собой, а дорогие украшения оставить в сейфе отеля. К сожалению, в этом городе достаточно часто случаются кражи, особенно в туристических районах, таких как Сан Тельмо, Конгресо. Но особенно часто кражи случаются вблизи вокзалов Ретиро и Коститусьен. Телефон здесь могут вырвать прямо из рук. Будьте бдительны.
Метро
Метро Буэнос-Айреса является 13-ым по счету и одним из старейших в мире. Оно было открыто в 1913 году и стало первым на южноамериканском континенте. До сих пор на линии Н можно прокатиться в вагонах 1930-х годов постройки, которые являются старейшими в мире в пассажирской эксплуатации.
Многие станции украшены мозаикой, фресками и скульптурой, некоторые из таких признаны памятниками культуры. Мне подземка Буэнос-Айреса почему-то напоминает метро Барселоны. Конечно, это субъективно, но длинные узкие переходы, перроны и внешний вид станций создают такое ощущение.
Subte, как здесь называют метро, покрывает не весь город, а только центральную его часть и имеет шесть линий, обозначенных цветом и буквами.
Время работы и стоимость билетов
Двери метро открываются в пять утра и закрываются в 23 часа. Подробное расписание по каждой линии метро можно посмотреть здесь. На станциях есть бесплатный Wi-Fi. В вагонах нового типа работают кондиционеры.
Оплата производится все той же карточкой SUBE и имеет систему скидок в зависимости от количества поездок в месяц.
- с 1-ой по 20-ую проезд будет стоить 4,50 песо (0,30$),
- с 21-й по 30-ую со скидкой в 20%,
- с 31-й по 40-ую скидка в 30%,
- начиная с 41-й скидка на проезд составит 40%.
Правда, с первого числа каждого месяца отсчет начинается заново. В скором времени обещают поднять тарифы. Иногда работники бастуют, и в метро можно попасть бесплатно. Но это скорее исключение.
Следует знать, что перроны на некоторых станциях не имеют между собой сообщения через переход, и если вы ошиблись с направлением поезда, то придется выходить на улицу, переходить дорогу и заходить снова, потратив деньги на вход. Направление движения поездов обозначено на улице, на вывеске при входе в переход. Если вам надо проехать две-три станции, не торопитесь спускаться под землю. Остановки расположены на небольшом расстоянии, которое можно преодолеть пешком.
Такси
Все городское такси имеет одинаковую желто-черную окраску и работает по счетчику, чаевые оставлять не принято. Если сравнивать с европейскими столицами, то такси не дорогое. Минимальная стоимость, которая высвечивается на счетчике при посадке, составляет 20 песо (1,4 $). Недавно подорожало, раньше было 16 песо (1,2 $). За 15-минутную поездку в среднем набегает 50-65 песо (3,5 - 4,5$)
Машин достаточно много, если такси свободно, в левом верхнем углу горит слово "LIBRE". Водители вежливы, многие любят поговорить, а иные и приударить за симпатичной пассажиркой. Но иногда попадаются жулики, но это как везде, если в вас признают туриста. При поездках в провинцию вообще лучше брать ремис (частные компании), где оплата согласовывается до выезда. В случае поездки на такси за пределы капиталь (столицы), вас попросят оплатить и обратную дорогу.
Не так давно в город пришел Uber, в связи с чем начались массовые забастовки водителей. Горожане не хотят развития этой компании в Аргентине, потому что тогда многие из их родственников и друзей потеряют работу, а деньги, которые платятся за использование такси, не останутся внутри страны. Такой вот патриотизм. На задних стеклах машин и автобусов часто можно увидеть надписи протеста.
Велосипеды
В последние несколько лет данный вид городского транспорта бурно развивается и количество велосипедистов выросло в разы. Мягкий климат и относительно небольшие расстояния тому способствуют. К тому же это бесплатно. К организации инфраструктуры власти подошли основательно: создана система Ecobici, были выделены специальные полосы движения, чаще всего огражденные от остальной проезжей части высоким бордюром, в ПДД внесены новые положения о правилах поведения с велосипедистами на дороге (но темпераментных водителей автобусов все равно лучше опасаться). С 2011 года организовано более 5000 мест парковки. Внедрена специальная программа "1 машина = 10 велосипедов".
Воспользоваться Ecobici можно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Время проката 1 час в будни, 2 часа в выходные и праздничные дни. Если вы хотите кататься больше, то все равно нужно вернуть этот велосипед, и, выждав 5 минут, взять другой.
Совершить прогулку могут и гости Буэнос-Айреса. Нужно зарегистрироваться на сайте, приложив скан своего паспорта и страницы со штампом о въезде в страну, а также скачать на телефон приложение EcoBíci. Почитать информацию о прокате для туристов на английском языке можно здесь.
Многие из местных для того, чтобы добраться на работу, предпочитают именно этот вид городского транспорта. Это, что называется, сейчас в тренде. К тому же дешево, и дополняет (хотя кому-то и заменяет) занятия спортом.